С давних пор резьба является одним из наиболее изящных видов искусств. Резьбу производят по дереву, по кости, по драгоценным камням… Однако есть два ответвления этого богатого направления, которые отличается настолько тонкой степенью исполнения, что далеко не каждый резчик берется за такую работу — это резьба по скорлупе и перламутру.
Художественная резьба по скорлупе
Неизвестно, когда именно и кто первый решил использовать скорлупу яиц для этого необычного искусства, однако результат, который мы видим сейчас, превосходит все представления о резьбе как искусстве.
По всей вероятности резьба по скорлупе имеет в своей основе культуру росписи, связанную с обрядовыми действиями, которые бытовали у разных народов и вращались большей частью вокруг яйца. Почему яйца?
Дело в том, что яйцо в ряде культур символизирует жизнь, мироздание, поэтому не удивительно, что довольно многообразные элементы оформления мы встречаем именно на скорлупе.
Резьба по скорлупе появилась значительно позже общей культуры оформления яиц, как культовых предметов и развивалась по мере совершенствования технических приспособлений, используемых для этого, однако сама технология, благодаря которой резьба по скорлупе стала сформированным направлением, в принципе не менялась. Модифицировались только действия мастера соответственно техническим новинкам, появлявшимся на рынке.
В настоящее время резьба по скорлупе приобретает размах коллекционных изделий. Причем если раньше, в качестве базового материала, использовалось куриное яйцо, в настоящий момент, в арсенале мастеров, есть возможность использования страусиных яиц.
Это позволяет значительно расширить возможности данного вида декоративно-прикладного искусства, т.к. большие площади страусиных яиц позволяют сочетать богатую узорную, тематическую резьбу с лаковыми миниатюрами.
Новые технологии позволяют добиваться невероятно тонких линий, а сложность узоров, которой насыщена резьба по скорлупе, зачастую может превосходить резные изделия на твердых покрытиях, таких, к примеру, как дерево, казалось бы, более приспособленных для этого.
Кроме того, появилась возможность включать в изделие роспись, а точнее лаковые миниатюры, благодаря которым резьба по скорлупе расширяет тематическую направленность, а в сочетании с возможностью многослойной работы, эффект, которого современным мастерам удается достичь – просто фантастический.
Технология резьбы
Технология резьбы по скорлупе достаточна проста:
- Предварительно в яйце просверливается отверстие, через которое яйцо освобождается от содержимого, после чего наносится ранее разработанный эскиз. Как правило — это узоры, орнаменты, причем варианты от самых незатейливых, до сложных, насыщенных образцов. Помимо узоров, популярны также храмовые росписи, реже пейзажи и другие отвлеченные темы.
- После очистки скорлупы и нанесения эскиза, мастер приступает к работе. Инструмент, которым выполняется резьба по скорлупе, определяется в зависимости от тематики и особенностей рисунка.
- Последняя, финальная чистка внутренней поверхности яйца, проводится обычно в самом конце, после нанесения резьбы.
- Далее, если предполагалось изготовить самостоятельное изделие, работа заканчивается, но если резьба по скорлупе планируется как выставочный, подарочный или коллекционный образец, иными словами, если требуется завершенная композиция, для яйца изготавливается подставка.
- Материалы, используемые для подставки довольно разнообразны. Это может быть резное дерево, узорное литье с серебрением или золочением, камень с гравировкой. В любом случае, материал подставки всегда тематически соответствует композиции.
- С недавних пор появилась возможность инкрустации, благодаря которой резьба по скорлупе, обогащается такими декоративными элементами, как драгоценные, полудрагоценные или декоративные камни и металлы. Они придают необыкновенную изысканность изделию.
Так или иначе, каждое изделие, которым представлена резьба по скорлупе, индивидуально, изготавливается в единственном экземпляре, а широкий спектр возможностей позволяет значительно расширить ценовой диапазон и сделать резьбу по скорлупе доступной.
Поэтому, на сегодняшний день, резьба по скорлупе – это и прекрасный подарок и необыкновенный по своей эксклюзивности коллекционный экспонат и просто великолепное произведение искусства, которое занимает достойное место среди шедевров художественной резьбы.
Резьба по перламутру
Резьба по перламутру в известном нам сегодня варианте – это вид декоративно-прикладного искусства, которое в отличие от многих других, на территории нашей страны истории почти не имеет.
Объяснение этому очень простое. Перламутровых раковин, на которых сейчас производят резьбу, в наших широтах, просто нет, не водятся они в наших морях и реках.
И доставляют их в основном из-за океана. Разумеется, в XVIII-XIX-х веках образцы этих раковин также могли доставлять с южных морей, но резьба по перламутру, как направление, не была столь широко известна.
Шкатулка с перламутром XVIII века.
Однако перламутр по своим декоративным свойствам — совершенно особенный материал. Представить без него многие композиции просто невозможно. Как и слоновую кость, резьбу по перламутру осуществляют как отдельно, не совмещая перламутр ни с чем, так и внося его в композиции из других материалов.
Наиболее эффектным стало соединение перламутра с кораллом, слоновой Йкостью и камнем. Эффект при работе с композициями, имеющими в своем составе перечисленные компоненты, просто невероятен по своей красоте и гармоничности.
Резьба по перламутру, имеет сходную с резьбой по кости и скорлупе технологию. Производится то же нанесение эскиза, работа теми же инструментами, но в отличие от резьбы по скорлупе, резьба по перламутру требует финальной полировки.
В отличие от скорлупы, перламутр не обладает такой хрупкостью, но резьба по перламутру имеет свои нюансы, на которые приходится обращать во время работы особое внимание. Одним из таких нюансов являются царапины, которые может оставить инструмент. По этой причине резьба по перламутру требует высокого уровня концентрации и, разумеется, навыка.
Цветовая гамма перламутра имеет колоссальный по своей вариативности спектр, благодаря чему резьба по перламутру легко адаптируется к цветовой гамме при включении ее в композицию.
Искусство резьбы на драгоценных камнях, перламутре — называется глиптика.
Резьба по перламутру, как отдельно, так и в композициях, интересовала ранее, в основном, ценителей эксклюзивных образцов декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербурга и Москвы, однако в настоящее время этим направлением заинтересовалась Италия, где резьба по перламутру не имеет столь широкого развития, несмотря на наличие материала для работы.
В любом случае, резьба по перламутру, частично возрождаясь, частично создаваясь в новом виде, только начинает осваивать свой рынок и, несмотря на относительно молодой возраст, уже становится понятным, что как направление, резьба по перламутру имеет большие перспективы.
Как вам статья?